В марте же, понятное дело, Шаймиев (а кто же еще?) сделал Метшина уже мэром Казани. Информация о том, куда и как глава РТ выдвигает своих племянников, показалась кое-кому настолько любопытной, что малоизвестный "Политжурнал" выставили в библиотеках на самое видное место. Как например, в читальном зале библиотеки для слепых, что на ул. Серова, 3. Дабы видимо, и слепые знали, кому Метшин обязан столь стремительным восхождением по карьерной лестнице. Впрочем, по другим сведениям, Метшин должен благодарить Сакину-ханум: народная молва возвела Ильсура Раисовича также и в ранг ее двоюрдного племянника.
Так племянник Метшин или не племянник? Думается, это не столь уж и важно - яснее ясного, что Шаймиев видит в Метшине своего преемника. В том же "Политжурнале" читаем: "Зачем Минтимер Шаймиев вопреки принципам местного самоуправления назначил такого главу администрации Казани? А затем, что время поджимает. В конце марте 2006 года заканчивается третий президентский срок Шаймиева. Вот он и стал добиваться загодя аудиенции у президента России. В начале марта 2005 года Владимир Путин принял главу Татарии. Минтимер Шаймиев, вернувшись в Казань, немедля собрал пресс-конференцию, на которой объявил о том, что президент России ему доверяет и на днях обратится в Госсовет Татарии с просьбой наделить его, Минтимера Шаймиева, полномочиями президента республики. Далее следовал такой пикантный нюанс: Шаймиев сообщил общественности о том, что вообще-то не испытывал желания выставлять в марте 2006 года свою кандидатуру на пост руководителя республики. И если бы, мол, не Владимир Путин, то с миром удалился бы на покой. Эту формулу он позднее повторил несколько раз. Шаймиев понимает, что время работает уже не на него. А коли так, нужен очень надежный преемник. Семейству Шаймиевых есть что терять!
В этой связи просматривается очень интересная деталь. Еще осенью прошлого года, когда у руля Казани стоял еще Камиль Исхаков, подконтрольный семейству Шаймиевых концерн ТАИФ договаривался с турками о продаже своего строительного сегмента. О головокружительных перспективах застройки "казанского" берега Волги (километров эдак двадцать) и противоположного вдруг заговорил сам Минтимер Шаймиев на последней в 2005 году пресс-конференции, состоявшейся 22 декабря: "Как это было бы здорово застроить и этот участок, и пустующий берег Казанки комплексами зданий под стать аналогичным в лучших городах мира". Но как только казанский мэр стал полпредом президента, ТАИФ сразу же прекратил переговоры. И действительно - зачем? Ведь Ильсур Метшин человек - надежный. Такое дело ему по плечу".
Сменив Камиля Исхакова у руля столицы РТ, Метшин постарался при первой же представившейся возможности превзойти своего предшественника. "В Вагаповском округе с интервалом всего в в пять месяцев шли на выборы двое глав казанского исполкома. Так вот, Камиль Исхаков, которого в Казани знает каждая собака, получил на выборах чуть больше 52 процентов голосов, а Ильсур Метшин, о котором еще полгода назад Казань почти не знала, - более 76 процентов", - изумляется "Вечерняя Казань" и делает вывод: хороший начальник - неизвестный начальник: мол, чем больше наш избиратель знает о личных и профессиональных качествах начальника, тем менее охотно он за него голосует. Но если бы все было так просто... Говорят, что Метшин изо всех сил пытался обойти Исхакова. Для чего и пригласил из первопрестольной представителей известной пиар-группы "Никола М". По слухам, услуги московских пиарщиков влетели в копеечку. Или, точнее говоря, в полтора миллиона баксов. Но, как видим, игра стоила свеч: в ходе предвыборной компании Ильсур Раисович явно следовал установкам московских специалистов. К примеру, начинал свои встречи с избирателями с такой вот притчи:
"Несколько лет назад мне дали хибару вкупе с земельным участком, заросшим репейником и сорняком (речь, вероятно, идет о Нижнекамске - Прим. ред.) Сказали: обживайся, поднимай! И я старался - много сил и здоровья отдал, чтобы превратить некогда запущенный участок в цветущий, а развалюху - в приличный жилой дом, отвечающий всем современным требованиям. И вот, когда вроде уже добился желаемого, услышал: есть еще более запущенный участок и более заброшенный дом. Надо идти и поднимать. И вот я здесь, в Казани, чтобы помочь вам наладить нормальную жизнь!"
Сия незатейливая, на первый взгляд, притча вышибала из избирателей слезу. Метшину рукоплескали, а в это время его основной соперник по округу, Ирек Муртазин, очередь для выступления которого подошла, тщетно пытался начать свою речь. Бесполезно - на этот счет также все был продумано: по краям в рядах обычно сидели, как утверждают наблюдатели, "люди Метшина". Они вставали и шли прямо по рядам к выходу, увлекая тем самым туда же большинство сидящих. То есть получалось, что после выступления Метшина народ вставал и уходил. Муртазин пробовал было возмущаться, но слышал в ответ: что же ты хочешь - народ не желает тебя слушать! Таков результат столичного пиара...
Вечером того же дня, когда Метшин стал мэром, Ильсур Раисович выступил по ТВ в передаче "Говорит и показывает радио", где признался, что осознает: избиратели отдали ему свои голоса авансом, это были "голоса надежды". А когда ведущий попросил его спеть - дескать, вы же обещали некоторое время назад сделать это прямо в эфире- Метшин заверил, что споет (и даже предложил взять с него в этом расписку). Но споет только... через пять лет, когда казанцы будут вновь выбирать мэра и в том случае, если избиратели вновь окажут ему доверие. Пять лет - срок немалый. Но вряд ли нам предстоит ждать так долго, дабы узнать руководителя. Кто вы, Ильсур Метшин - думаю, ответ на этот вопрос (хотя бы в частичном виде) мы получим уже в самое ближайшее время. Хотя кое-что проясняется уже сейчас - совершено неожиданно Метшин заявил, что намерен пригласить на должность главы исполкома города человека со стороны. Возможно, это будет уроженец Казани, а ныне состоятельный московский бизнесмен Рафаэль Гималов. Или Айрат Хайруллин, мечтающий стать президентом РТ и готовый использовать должность главы как ступеньку. Но не исключено, что главой исполкома останется Иршат Минкин.
Впрочем уже в конце прошлой недели Метшин преподнес сюрприз наблюдателям - главой Кировского района назначен руководитель известной торговой фирмы "Александр ЛТД" Александр Сергеев. Интересно, как справится успешный бизнесмен с ролью чиновника...
Сколько наград у Шаймиева?
На этот вопрос попытался ответить на страницах своего издания собкор "Новой газеты" Б. Бронштейн. Ответить с присущим ему мастерством, отмеченным недавно, как говорится, по заслугам - Союз журналистов России вручил Борису Семеновичу престижную для каждого пишущего премию "Золотое перо" за фельетоны, опубликованные в прошлом году. Ну а в марте этого года Бронштейн опубликовал в "НГ" не менее приметную статью с полутаинственным названием: "Шаймиев - добрый ангел мира". Цитируем по тексту публикации:
"Страна наша живет в изнурительном режиме: от рассвета до отката. Только забрезжит рассвет новой жизни, как начинается откат к старой. Однако зря говорят, что история повторяется в виде фарса. У нас как раз фарс повторяется в виде истории.
Официальная пресса Татарстана сообщила, что президент республики Минтимер Шаймиев удостоен премии "Добрый ангел мира" с вручением ему ордена "Держава". Как говорится, радость на всех одна. А ведь еще не утихла радость предыдущая: буквально за неделю до того местная пресса многократно известила население о том, что Шаймиев стал лауреатом республиканской премии в области журналистики. Или в области химии? Нет, на этот раз все-таки - журналистики. А Арбузовская медаль, вручаемая "за вклад в развитие химической науки и казанской химической школы", у Минтимера Шариповича есть давно. Так же как и театральная премия "Золотая маска" или, к примеру, золотая медаль с коротким и удивительным названием - "За полезное" (за вредное у нас вроде бы еще никого не награждали). Да и какие только регалии Шаймиева не перечисляются в местных СМИ при удобных случаях! От ордена Октябрьской революции до премии "Российский национальный Олимп" и до ордена "Ахьдз-апша второй степени" от непризнанной Республики Абхазии. И вот вдобавок еще и "Ангел"...
... Еще немного, и читатель может потребовать себе медаль "За заслуги по запоминанию регалий руководителей российских регионов". Можно похлопотать, но тогда уж мы приведем полный список их званий, орденов и медалей, и читатель, надо полагать сразу откажется от своих амбиций. Пусть попробует запомнить хотя бы то, что Минтимер Шаймиев - почетный член президиума международного парламента Всемирной конфедерации рыцарей!"
Кстати, Бронштейн не упомянул о еще одной награде Шаймиева, о которой мы писали в декабре прошлого года: главу РТ наградили орденом Почетного офицера Палаты изобретателей Бельгии "за вклад в инвестиционно-инновационное развитие экономики Татарстана".
Что тут скажешь? Все это было бы смешным, не будь таким грустным: неужто в окружении МШШ не отыщется толковый советник, осмелившийся подсказать: вручение подобных порой откровенно несуразных наград авторитета президенту отнюдь не добавляет. Более того - дают повод сравнивать его с небезизвестным "бровеносцем" - то бишь незабвенным Леонидом Ильчем.Самому же Минтимеру Шариповичу, похоже, явно недосуг, ввиду своей занятости, как-то отрегулировать поток экзотических наград. Не успеешь оглянуться - а тебя уже сделали "апшой" или там рыцарем без лат. Да и отказывать награждающим как-то неудобно... Впрочем, выход, думается есть - организовать музей наградных несуразностей. И водить туда туристов, знакомя их таким образом с одной из местных достопримечательностей.
Между тем примерно с 27 марта по 22 апреля Минтимер Шаймиев будет, как говорят , отсутствовать в республике.В планах президента - визит в Саудовскую Аравию и Эмираты, встреча с королем Саудовской Аравии.Шаймиев собирается совершить малый хадж. После чего - отдохнуть в Карловых Варах.
Куда плывет "Остров Татарстан""?
В соперничестве с Ильсуром Метшиным экс-пресс-секретарь Шаймиева Ирек Муртазин занял в Вагаповском округе второе место (9,5 процента). Уже в самый день выборов Муртазин начал свое "судебное" наступление на Метшина: обвинил основного соперника в агитации за свою кандидатуру в "мертвый агитационный сезон", то есть прямо в день выборов - несколько билбордов размером 6 на 3 метра стояли вблизи избирательных участков. За один день Муртазин прошел суды обоих инстанций - Советский и Верховный. Но, понятное дело, никаких нарушений в билбордах с Метшиным там не усмотрели. Неугомонный Муртазин подал еще одно заявление - о подкупе избирателей: в день выборов цены на сахар на избирательных участках были занижены, пирожок стоил 80 коп., стакан чая - всего 60. Муртазин пригрозил дойти со своими плакатно-сахарными разбирательствами до Евросуда. Также свои судебные тяжбы продолжают бывшие кандидаты Ольга и Дмитрий Бердниковы, Гульшат Амирзянова. Жалоба последней подана в надзорную инстанцию Верховного суда РТ.Напомним, что Амирзянова обвиняет своего бывшего соперника по Сафиуллинскому округу, руководителя агенства "Татмедиа" Марата Муратова в подкупе избирателей: незадолго до выборов ряду пеннсионеров-избирателей пенсии были принесены на неделю раньше обычного срока, причем почему-то на 100 рублей больше. Также вместе с пенсиями вручили и агитационные материалы за Муратова. В случае получения отказа в надзорном порядке, Амирзянова намерена подать жалобу в президиум Верховного суда РТ, а затем - в Москву.
Интересно,что развивая судебную атаку на нового мэра Казани, Муртазин рискует схлопотать и встречное обвинение. Обвинение все в том же подкупе. Правда, сладким тут и не пахнет - скорее, горьким. А вернее, горькой правдой - Муртазин издал тиражом в 2,5 тысячи экземпляров и презентовал своим соратникам книжицу под названием "Остров Татарстан". Книга представляет собой сборник статей и заметок, большая часть которых была опубликована в прошлом году в "Вечерней Казани", меньшая - в "Пульсе жизни" и "Звезде Поволжья". В какой-то степени "Остров Татарстан" можно поставить нас одну ступень с "Лицом и маской" Фарукшина. Все те же хлестко-нелицеприятные характеристики Шаймиева, критическая оценка состояния демократии в республике, экономического положения РТ. Так же как и книгу Фарукшина, книгу Муртазина не отыскать на прилавках - она туда просто не допущена. Что не удивительно: одни заголовки в "Острове" чего стоят: "Одиночество Шаймиева", "Шаймиев и пустота".По мнению Муртазина, "избрание Шаймиева на третий срок стало его личной трагедией. Если бы в 2001 году он оставил бы должность, то вошел бы в историю Татарстана как человек, под чьим руководством республика впервые обрела реальную самостоятельность и получила возможность распоряжаться своим богатейшим экономическим потенциалом для решения многих социально-экономических проблем, копившихся десятилетиями. Для большинства татарстанцев он остался бы Великим Шаймиевым, федералистом, внесшим огромный вклад в демократизацию общественных процессов, не допустившим скатывания Татарстана в пропасть национал-сепаратизма. Но после 2001 года он просто превратился в Просто Шаймиева, одного из 89 руководителей субъектов РФ, сдающего все достижения Великого Шаймиева. Сегодня он практически лишен даже возможности уйти с политической сцены Татарстана "по-ельцински", оставив на хозяйстве человека, выбранного им самим..."
Впрочем, в следующей статье Муртазин пишет, что Шаймиев все же делал попытку выдвинуть преемника.
"Зная Минтимера Шаймиева, могу предположить, что он действительно не собирался бороться за продление своих полномочий, а на встрече с Владимиром Путиным 9 марта (имеется в виду 2005 год - Прим. ред.) завел разговор... о своем преемнике. Путин, по всей видимости, оказался не готов к разговору и предложил Шаймиеву не торопиться с отставкой, поруководить Татарстаном еще какое-то время и показать в деле... преемника (уж не Метшина ли - Прим. ред.).
Муртазин повествует в своей книге о тех событиях, которые в свое время были просто скрыты от общественности властями и официальными СМИ. К примеру, если верить Муртазину, в 2001 году Владимир Путин мог и не вернуться из Татарстана ... живым. Эта глава книги так и называется:
"Покушение на Путина"
О республиканском Сабантуе 2001 года было написано много. Визит президента России в Татарстан освещали около полусотни журналистов. Но ни в республиканской, ни в западной прессе не было ни строчки об инциденте, произошедшем на праздничном майдане Приволжского района. Только в "ВК" просочилась информация о том, что несколько человек получили травмы из-за давки, возникшей во время посещения российским лидером одной из праздничных площадок. А ведь среди пострадавших могли оказаться и Путин с Шаймиевым.
Минут за 20 до окончания скачек большая часть сопровождавших Путина лиц переместились с ипподрома на борцовскую площадку. Ипподром от площадки отделяли всего метров 350-400 и тысячи людей, пришедших на праздник и "на Путина посмотреть". Где-то на середине пути дорогу высокой процессии преградил глава администрации Нурлатскогот района Фатих Сибагатуллин. Без каких-либо задних мыслей, с хлебом-солью, с чак-чаком. Но просто приветствием дорогих гостей хлебосольный глава не ограничился, стал настойчиво приглашать заглянуть "хотя бы на пару минут" в "городок" Нурлатского района. И уговорил. Произошло это так стремительно, что службы безопасности Путина и Шаймиева просто не успели среагировать на экспромт своих шефов. И произошло невообразимое: едва гости вступили на территорию "городка", как со всех сторон к ним побежали сотни людей, которым хотелось увидеть вблизи, а если получится, то поприветствовать рукопожатием Путина. Люди превратились к неуправляемую толпу. За несколько мгновений до того, как началась давка, Сергей Шойгу, первым сообразивший, что сабантуй может превратиться в Ходынку, резко скомандовал тем, кто был рядом, образовать вокруг Путина кольцо. Команда была исполнена и Путин с Шаймиевым оказались внутри этого крохотного кольца. Минуты полторы-две мы удерживали толпу, пока не подоспела подмога, - милиция оттеснила людей. В какой-то момент до этого, зажатый слева Шойгу, справа шефом охраны башкирского президента, я оглянулся назад и совершено неожиданно увидел глаза Шаймиева. Растерянные, ничего не понимающие. Хотя, возможно, мне это только показалось..."
«Честное слово»